Тем, что тут или там замироточила икона, сейчас никого не удивишь. В век, афоризмом которого является: "Это любовь или снова PR?" - вообще удивить достаточно сложно. Сообщения о мироточении настолько же плотно вошли в наше восприятие и жизнь, как и сводки об авариях, пожарах или напротив - небывалых выигрышах или рождении сразу пяти детей в одной семье. Часто мы слишком заняты повседневностью, чтобы еще думать о том, как такое может быть, почему икона вдруг "заплакала", действительно ли то чудо Божие, знак, посланный свыше, или же просто сенсация, раздутая в чьих-то целях.
Однако количество сообщений о чудесах от икон в России в конце XX века - начале XXI века побило все рекорды. К примеру, в Свято-Введенском монастыре г. Иваново с декабря 1998 года по март 1999 года мироточили 1047 икон! Сообщения о мироточении икон появляются чуть ли не еженедельно. Это послужило поводом затронуть такую тонкую вещь как церковное чудо и еще раз попробовать разобраться.

Свидетели и свидетельства
Удивительно, но одним людям чудеса являются буквально "на каждом шагу", а другие живут всю жизнь и остаются совершенно уверены, что все объяснимо и ничего сверх того не существует. Может быть, все дело в готовности увидеть чудо? Мы встретились с несколькими людьми, наблюдавшими мироточение икон своими глазами. Виктор Саулкин, иконописец, ведущий радиостанции "Радонеж", рассказал о своем первом свидетельстве мироточения так: "Мы были с православными паломниками из Польши в Оптиной пустыни. Во Введенском храме я рассказывал об иконе Божьей Матери "Троеручица", висевшей на стене. Во время рассказа я услышал, как одна из паломниц говорит мне: "Осторожно, Виктор, тебе на куртку капает масло". Я решил, что задел головой лампадку, поднял руку, чтобы ее поправить - а лампадки нет, миро текло прямо по иконе. Нужно было бы позвать сразу священника, но мы помазали свои лбы - и удивительно, благоухание раздавалось еще дня три, несмотря на купание в источниках".
Настоятель храма Святого мученика Пантелеимона в Днепропетровске отец Александр (Гришин) рассказал нашему корреспонденту о мироточении иконы не далее как в октябре прошлого года. "Начала мироточить икона Архангела Михаила, находившаяся дома у прихожанки нашего храма, Людмилы. Причем, эта икона современная, сделана из металла. Сначала Людмила увидела, что возле этой иконы появилось жирное пятно. Это вызвало удивление, потому что рядом с иконой на стене ничего нет. Посмотрели, икону протерли, стену протерли. Потом снова капли появились. Сначала не обращали внимания, как-то не очень заметно было. Однако появился благоуханный запах, и вот тогда уже поняли, что это не просто так. Потом я эту икону отвез владыке, и он засвидетельствовал, что это действительно мироточение".
Руководитель мастерской "Русская икона" Елена Князева стала свидетелем мироточения иконы, написанной в 1995 году. "Наша мастерская участвовала в выставке икон, проходившей во время празднования 850-летия Москвы. На этой выставке была представлена икона "Богоматерь Державная". Это современная икона, написана в 1995 году художниками Евгением Мамиконяном, Татьяной Евсеевой и Юлией Шурановой. И вот эта икона начала мироточить".
Другой иконописец - Юрий Васильевич - рассказал, что однажды икона начала мироточить во время ее написания. "Объяснить это явление никак невозможно кроме как явленного чуда, - сказал иконописец, - так как традиционно используемые материалы для написания икон - сухая липовая доска, левкас, состоящий из мела и рыбьего клея, и яичная темпера - могут только впитать в себя маслянистый миро, но никак не выделять его".

Бумажные ксерокопии тоже мироточат
И действительно, вопрос о том, дерево или не дерево выделяет влагу (или не влагу) - оказался не настолько принципиален, ибо существует множество свидетельств о мироточении не только древних икон, но и бумажных ксерокопий с чудотворных икон. В 1997 году 7 ноября замироточила цветная ксерокопия иконы царя-мученика Николая II. С тех пор икона периодически источает миро. Наш собеседник Виктор Саулкин заверил, что "наблюдал это много раз, это все зафиксировано, иногда икона мироточила перед включенными камерами". Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в разных епархиях, совершая молебны царю-мученику. Хранитель этой иконы - Олег Иванович Бельченко, врач-хирург - рассказывал один (из многих!) удивительный случай. Когда икону принимали на Украине, в Винницкой епархии, в городе Тучине, привезли тяжко болящую. Она была раздута как бочка, много лет не могла двигаться. Когда она приложилась к иконе, вся раздутость опала, она стала совершенно нормальной. Олег Иванович, как практикующий врач-хирург, несмотря на то что много раз наблюдал исцеления перед этой иконой, сказал: "Я понимаю, что это великое чудо, но как врач не могу понять - куда жидкость делась?"
В свое время получила широкую огласку история с мироточением иконы Святых Царственных Мучеников. Началось все с того, что в день освящения храма в честь Святых Царственных Мучеников в Подольске в августе 1997 года с иконы было сделано несколько копий, которые освятили за первой же Божественной литургией. Позже с маленьких икон были сделаны цветные ксерокопии, которые также освятили в церкви. Две из них были подарены прихожанам - экономисту Георгию Баловленкову и врачу Олегу Бельченко. С тех пор начались чудеса, о которых свидетельствует множество людей.

Миро, слезы, кровь
Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о "елеоточении" или "росоточении". В.Саулкин пояснил нам, что "плачущие иконы" и "мироточивые" - это разные чудесные явления. Некоторые называют чудо мироточения "слезами", но на самом деле это два совершенно разных явления.
Плачущая икона считается более редким чудом и более грозным знамением. Из истории можно сказать, что слезы Богородицы свидетельствуют о грядущих испытаниях. И если люди обращали внимание на этот знак, приносили покаяние, то эти испытания часто предотвращались. Это всегда предупреждение. Понимают люди это, или нет - это зависит от людей. Кровоточение иконы в православной традиции - еще более грозный знак.

Икона в Иерусалиме предвестила взрывы в США?
В храме Гроба Господня в Иерусалиме есть чудотворная икона "Возложение тернового венца на голову Спасителя". Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила всего 3 раза, и третий раз - весной 2001 года, накануне Пасхи.
Первый раз икона в храме Гроба Господня замироточила в 1572 году. На месте нынешней иконы в то время находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники пришли в ужас оттого, что фреска "ожила" - по ней потекли струйки жидкости, похожие на кровь. А 24 августа этого же года в Париже была уничтожена треть населения - это дата знаменитой Варфоломеевской ночи.
Свидетелями второго мироточения этой иконы стали несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, который, в свою очередь, сообщил о знамении Папе Римскому. Эти события произошли накануне Пасхи в 1939 году. Как всем известно, в сентябре этого года началась Вторая мировая война.
В апреле 2001 года свидетелями кровоточения стали тысячи паломников со всего мира. Свидетелями знамения были руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан, Патриарх Иерусалимский Ириней. В ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу, когда Ириней давал благословение паломникам, на иконе на плаще Христа появилось жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мироточение продолжалось ровно день и прекратилось перед самой Пасхой. События 11 сентября 2001 года не нужно напоминать никому.

Знамения
Существует ли в православной традиции какое-либо отношение к этим знамениям? Мироточение - это знак одобрения, поддержки, милости, посылаемый живущим, или предвестие каких-то суровых испытаний? Православные объясняют это по-разному. "Мироточение - это одновременно и призыв к покаянию, и проявление милости, знак того, что горний мир к нам близок, - сказал нам ведущий радио "Радонеж" В.Саулкин. - Дело в том, что явление истинного чуда, приближение к нам благодати Божией у человека всегда вызывает чувство покаяния, вызывает чувство собственного недостоинства. В отличие от лжеявлений, которые могут вызывать совершенно другие чувства. И эти явления на православном языке называются прелестями". В подтверждение своих слов о мироточении как призыве к покаянию он напомнил летописную историю, связанную с иконой Устюжского Благовещения, которая сейчас находится в Кремле. Икона находилась в Великом Устюге. В 13 веке, в 1285 году, там жил блаженный юродивый Прокопий Устюжский. Он жил на паперти храма и в какое-то время стал горячо призывать всех людей покаяться, потому что на город надвигается наказание за грехи. И гнев Божий можно отвратить только покаянием. Над ним смеялись, его прогоняли… Через некоторое время на город надвинулась темная туча, стало темно, как ночью, разразилась буря. В храме стоял Григорий Устюжский и молился перед иконой Благовещения: "Изгладь меня из Книги жизни, Господи, но спаси этих людей". И когда люди, напуганные небывалой силы стихией, стали молиться и каяться, на иконе Благовещения Матери Божьей появилось миро, истекшее несколькими струями, туча отошла от города и в 20 верстах от Великого Устюга, в знаменитой роще, разразилась каменным градом, который на протяжении нескольких верст выжег полностью лес.
Иконописец Е.Князева тоже полагает, что мироточение - благостный знак. Она сказала, что, как правило, знаком предупреждения о грядущих тяжелых событиях считается падение икон. Часто рассказывают, что когда из божницы падает икона - это знак события или масштабного характера, типа войны, или какое-либо неблагоприятное событие для конкретной семьи.
Большинство верующих считают мироточение иконы благодатным знаком. Миро, источаемое чудотворными иконами, собирается и раздается прихожанам, так как оно излечивает от многих заболеваний, в том числе и неизлечимых.

Требование чуда
Как видим, многочисленные знамения от икон, происходящие в последние годы, вызывают противоречивые трактовки. Православные относятся к теме мироточения очень благоговейно и трепетно. Отношение скептиков-атеистов к этому явлению также известно: "дырочки", "масло" и прочий "опиум для народа". Но верующие люди больше других понимают, что такое страх Божий, поэтому ложь и подтасовка в таких вопросах, скорее, исключение, чем правило. Многие священники стараются не сообщать в светский мир о мироточении икон в храмах, так как есть очень серьезная опасность: люди обращают внимание на внешние проявления чуда, а их внутренняя жизнь остается прежней. Вспомним, что Христос осуждал требование знамений и говорил, что это лукавство, потакание своему суемыслию, жажда эффекта… Внешний эффект чуда как необычного явления и погоня за ним рассматривается христианами как величайший религиозный обман. Искушая Христа в пустыне, Сатана предлагает Ему использовать именно чудо как внешнее средство для доставления себе материально необходимого и как внешний способ завладеть душой своих будущих последователей (Мф., 4, 1-7). Кроме того, помните из Евангелия - "кому многое дано, с того много и спросится"? Это, помимо прочего, означает и то, что душа человека будет отвечать за все призывы и знаки, с которыми обращался к ней Господь. Может быть, поэтому многие люди никогда за всю жизнь не сталкиваются ни с какими чудесами? Христиане отвечают, что чудо является только там, где есть духовная необходимость для его проявления и где оно достигает определенной духовной цели. Чудо - это тоже закономерность, но духовная, слабым отблеском которой является закономерность, данная нам окружающей нас действительностью.

* * *
P.S. С тех пор, как была найдена Туринская плащаница, не умолкают споры о ее достоверности. Не прекращаются исследования, результаты которых крайне противоречивы! Стопроцентных доказательств нет ни у одной из дискутирующих сторон. И принимать плащаницу как святыню или как кусок материи решает каждый сам для себя. Видимо, "доказательств" и не может быть. Разве возможно "доказать" чудо? С другой стороны, никаких чудес не увидит человек, не способный видеть. То же - и с мироточением икон: ни один анализ не сможет поколебать веру, также как и ни один анализ не сможет эту веру вдуть в неверующую душу. Может быть, загадка именно в том, что каждый получит именно тот ответ, который ищет?

“Любой знак - милость, немилость - это отсутствие знаков”
Беседа с Павлом Васильевичем Флоренским, участником комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви, профессором Государственного Российского университета нефти и газа им. Губкина, академиком РАЕН, Международной славянской академии.

- Павел Васильевич, в последние годы появляется много сообщений о мироточащих иконах. На Ваш взгляд, можно ли рассматривать массовое мироточение икон как признак особых времен?
- На самом деле, чудеса постоянны - настолько постоянны, что даже немного неинтересны и обычны. Мир всегда чудесен, если в нем присутствует Бог. На обычном человеческом уровне самое главное чудо - то, что мы существуем. Это противоречит всем законам термодинамики, закону вероятности, теории энтропии!.. Поэтому все остальные чудеса - это, если можно так сказать, просто оперение и "второстепенные" явления. Слава Богу, что иконы мироточат, но с таким же успехом можно радоваться любому чуду в нашей жизни. Не нужно сильно заострять внимание именно на чуде мироточения - ну есть и есть, и слава Богу. Более того, есть опасность, что кому-то хочется прославиться, и он симулирует чудо. Ну и ладно! Даже то, что есть такой дурак, который делает это - тоже чудо во славу Божию!
С другой стороны, могло ли быть массовое мироточение икон в 50-е годы? Отвечаю - нет, этого просто не могло быть! Почему? А потому что икон не было, церквей не было… А сейчас - слава Богу, храмы восстанавливаются, икон много.
- Существует ли в православной традиции какое-либо отношение к знамениям, в частности, мироточению икон? Это знак милости или предупреждение о каких-то грядущих испытаниях?
- Всегда любые знаки есть милость. Немилость - это отсутствие знаков. Поэтому, конечно же, это милость, в радость, в знак того, что нас поддерживают. Все чудесные явления ни в коем случае не должны вызывать чувство тревожности. Ведь особенность христианства и мусульманства в том, что Бог нам даровал свободу. Вот у греков, например - судьба, рок. Как он ни крутится - ему обязательно копье в пятку всадят. В христианской же культуре - иначе. Мы - свободны, мы - в чем-то богоравны. Поэтому все чудесные знамения нужно рассматривать как призыв к вниманию, доброте, благочестию.
- Вы являетесь участником Комиссии по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви. Расскажите, что входит в задачи комиссии? Какова ее основная цель?
- Комиссия создана во многом благодаря усилиям Александра Викторовича Московского, ныне являющегося ответственным секретарем комиссии. Особенностью комиссии является то, что в нее входят "естественники" - А.В. Московский - физик, я - геолог. Нам нужно обязательно померить, сосчитать, подсоединить электроды, а мне - геологу - еще молотком ударить пару раз. Поэтому наша комиссия занимается очень узким кругом явлений. А именно теми явлениями, где, например, масло или жидкость можно взять, сохранить, где можно проанализировать, сфотографировать. То есть комиссия занимается теми случаями, где это явление формально не зависит от человека, как, например, в случаях прозрения, исцеления. Изучением этих явлений пусть занимаются врачи, психологи, психиатры. Мы хотим быть профессионалами.
Но мы так ничего и не можем проанализировать и сделать. Почему? А потому что наука не рассчитана на чудеса. Это просто разные, непересекающиеся сферы. Ну, сделаем мы анализ маслица, ну и что? Возможно, если мы его сравним с маслом в магазине, с лампадным маслом, миром и докажем, что это НЕ ТО... Разве ЭТО свидетельство чуда? Это все непринципиально. Поэтому, проводя организованные нами же исследования, делая анализы, мы растеряны - а что собственно нам с ними делать? Мы знаем, что мы делаем святое дело, каталогизируем все события. Это - реальное наше дело. Когда же начинаются все эти анализы и прочее, мы сами очень иронично к себе относимся.
- А все же, можно узнать о результатах этих анализов?
- Нулевые. Что-то похоже, что-то нет. Повторяю - самое главное чудо совершается во время богослужения. А все остальное - это финтифлюшки, обрамление… Да, слава Богу, что это происходит, да, очень хорошо, да, надо фиксировать, да, надо запоминать. Но представьте себе - в эту компанию верующих "чудесоведов" втирается пара проходимцев, которые притаскивают канистру постного масла… И что из этого? Да ничего.
Вот вам еще другой пример - Туринская плащаница, одна из величайших святынь всех христиан. Ученые сделали анализы с целью установить ее абсолютное время. Получилось - что это XII или XI век, тогда как должен быть I век. И что из этого следует? Это моя специальность, поэтому говорю как специалист - я прекрасно знаю, что происходит "омоложение" изотопов, точнее не омоложение, а смешение. Это же ткань, к ней прилипаю новые и новые молекулы, а они дают другой изотопный состав. И обречено быть омоложение.
Дело в том, что никакие научные эксперименты не доказывают и не опровергают истинности того, что Иисус Христос пришел спасти мир, приняв на себя грехи, далее читайте "Символ веры". Это принципиально разные, непересекающиеся сферы. Главное - это созерцание и восхищение.

ИВЕРСКАЯ МОНРЕАЛЬСКАЯ ИКОНА

Одна из наиболее прославившихся в последнее время мироточивых икон - Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мироточившая на протяжении 15 лет с 1982 года. Православные считают мироточение этой иконы одним из величайших чудес 20 века. Вот вкратце эта история.
Хранитель иконы - Иосиф (Хосе) Муньос Кортес - преподававший в Монреальском университете историю искусств, в 1982 году отправился в Грецию, на Афон, считающийся в православии земной обителью Пресвятой Богородицы. Эта поездка определила всю его последующую жизнь. В Даниловом скиту на Афоне он увидел Иверскую икону Богородицы - список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе. Но монахи не благословили. Однако на следующий день, когда Иосиф собирался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.

24 ноября 1982 года Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необыкновенное благоухание. Иосиф увидел, что по иконе Богородицы текли струйки мира, которое и издавало благоухание. Иосиф отнес икону в храм, и с тех пор икона мироточила ровно 15 лет, оставаясь сухой только одну неделю - в Страстную седмицу Великого поста.
Все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии. Исцеления были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней.
Через 15 лет, в 1997 году, Иосиф был убит в Греции. С тех пор никто не знает, где находится эта икона. В Грецию Иосиф икону с собой не брал, так как греки считали, что раз икона написана в Греции, на Афоне, то она должна принадлежать Греции. Перед поездкой в Грецию Иосиф отдавал икону на хранение во избежание каких бы то ни было провокаций, и никто не знал, где она находилась в то время.

"Дикая вишня"

Разумеется, особое мнение на сей счет есть и у атеистов, которые, естественно, уверены, что никаких чудес нет, и все подстроено с определенной целью. Истории, действительно, известны факты, когда “мироточение” подстраивалось церковными служителями с определенной “политической” целью. Как известно, Петр Первый особенно воевал со священниками, не одобрявшими его новшеств и считавшими его антихристом. Алексей Вязовский, член исполкома Атеистического общества Москвы, соавтор сайта "Научный атеизм", напомнил нам случай из тех времен, когда священники пытались “организовать” мироточение иконы Пресвятой Богородицы с целью показать неправедность действий Петра и скорбь Богоматери по этому поводу. Аналогичный случай был и не так давно - в ходе недавнего визита Папы Римского в Грецию, где основной религией является православие. Тогда появились сведения о том, что икона источает кровавые слезы, и это будто бы свидетельствовало о богопротивной сущности визита главы конкурирующей конфессии. Однако анализ "слез" по результатам официального расследования показал, что они являются соком дикой вишни.
Что ж, священнослужители тоже люди, и искушение изменить ситуацию с помощью рукотворного “чуда” преодолеть может не всякий. И сами христиане прекрасно это знают и понимают. Как сказал нам П.В.Флоренский, “даже то, что есть такой дурак, который симулирует чудо - тоже чудо во славу Божию!”

Из чего сделана икона?

Узнать подробнее о материалах, использующихся при написании иконы, мы решили для того, чтобы выяснить: может быть, существует вероятность, что дерево или используемые краски со временем появляются на иконе в виде конденсата?
Выяснилось, что сейчас иконы пишутся в основном как в древности - используются только натуральные материалы и краски. Как рассказала руководитель иконописного центра "Русская икона" Елена Князева, доской для иконы, как правило, служат липа или кипарис. Шпонки (горизонтальные деревянные вставки с обратной стороны иконы) должны быть более плотного дерева, обычно дубовые. Шпонки необходимы для того, чтобы доску "не вело", чтобы она не выгибалась. Лицевую сторону иконы (где живопись) защищает от испарений большой защитный слой. Это левкас, который готовится на природном клею по старинным технологиям. Затем кладется паволока - ткань - для того, чтобы более плотно держать сам левкас, а также для избежания появления на левкасе микроскопических трещинок вследствие того, что доска имеет способность забирать влагу и отдавать ее, поэтому все время то чуть-чуть расширяется, то сужается. Испарение древесной влаги идет с торцов и с оборотной стороны иконы. Можно заметить, что чем старше возраст иконы, тем она более выгнутая. После того, как икона написана, поверхность покрывается олифой.
На вопрос о том, могут ли иногда на иконе появляться испарения по естественным причинам, учитывая то, что дерево вбирает и отдает влагу, Е.Князева ответила так: "Нет, такого я не видела. Чтобы дерево выделяло столько влаги, чтобы она была заметна в виде конденсата. Я считаю, что такого не может быть. Те испарения, о которых я говорила, они ничтожно малы и за несколько столетий лишь немного искривляют форму доски, на которой написана икона. Кроме того, липа, на которой чаще всего пишутся иконы, не смолистое дерево. Поэтому и никакая смола из липы выделяться не может".

Словарь

АКАФИСТ: Слово "акафист" (от греч. "имнос акафистос" - букв. "гимн, при исполнении которого нельзя сидеть", в церк.-слав. переводе - "неседален"). Особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена древним "Акафистом ко Пресвятой Богородице".
ЦЕРКОВНОЕ МИРО: Миро приготовляется особым способом и состоит из множества компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного вина, различных ладанов. В православной церкви миро варят каждые четыре года в мироваренных печах, которые находятся в Кремле. Затем миро раздается по всем храмам для свершения таинства миропомазания.
МИРОТОЧЕНИЕ ИКОН: Когда говорят о мироточении икон и святых мощей, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания.
ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ: Таинство миропомазания заключается в том, что священник помазывает крещеного священным миром, делая им знак креста на разных частях тела человека, произнося при этом слова: "Печать дара Духа Святаго". Миро означает благодать Святого Духа, печать Дара Духа Святого.
МИРОПОМАЗАННИК: Миром человека помазывают только один раз - при крещении. Второй раз помазывают миром только при венчании на царство. Именно поэтому царя называют миропомазанник.

Источник Газета "Пятое измерение"